Смотреть что такое "Налог с продаж" в других словарях. История налога с продаж в России

Первый раз в наших широтах налог с продаж вводился на моей памяти в 1990-91 годах, в правление незабвенного свиноёжика и будущего гэкачеписта Павлова .
В его арсенале была ещё куча интересных мер по спасению уже обанкротившейся к тому моменту советской экономики: и прямой подъём розничных цен, и обмен всех 50-рублёвых и сторублёвых купюр в трёхдневный срок, и изъятие амортизационных отчислений предприятий… В этой ситуации налог с продаж был уже просто вишенкой на торте, и экономику советскую он, разумеется, не спас. По итогам 1991 г. сборы НСП составили 0,34% ВВП в союзном бюджете и 1,3% ВВП в бюджете РСФСР. А со следующего года перестал существовать СССР, и налог с продаж - вместе с ним.

В следующий раз идея ввести налог с продаж посетила наши власти в 1998 году, на фоне понятно каких событий. Он-таки был введён, с максимальной ставкой в 5% - и, естественно, все регионы, которые его ввели, именно такую ставку и установили.

Собираемость налога во второй раз вышла ещё хуже, чем на закате СССР: сразу после введения, в 1998 г., поступления от налога составили менее 0,01% ВВП. В 2000-2002 гг., доходы составляли не больше 0,5% ВВП. Путём нехитрых расчётов можно выяснить, что по сделкам, подлежащим налогообложению, налог платился в среднем в одном случае из трёх, в двух других случаях розничные продажи оставались в тени.

Дальше выяснилась ещё одна забавная подробность про этот налог: его полнейшая абсурдность, с точки зрения изначально поставленной задачи. Цель НСП - поддержать экономику слабых регионов, у которых проблемы с наполняемостью местных бюджетов стоят наиболее остро. При этом в 2002 году из всех собранных от Калининграда до Владивостока поступлений от НСП 36% получил мэр Лужков, 10% - губернатор Громов, и ещё 8% - питерский губер Яковлев. То есть главы трёх самых небедных субъектов Федерации попилили 54% собранных денег, а восемь десятков других регионов, кряхтя поделили между собой оставшиеся 46%. Так что декларируемая поддержка бедных в очередной раз обернулась лишними десятками миллиардов в год на нужды Рублёвки и Константиновского дворца.

Вряд ли это кого-нибудь смутило б, но тут вдруг в дело вмешался Конституционный суд. Его попросили дать оценку тому обстоятельству, что в розничных сетях закупаются не только физлица. А у юрлиц, которые эти закупки осуществляют для ведения своей хозяйственной деятельности, ставка налогообложения должна быть другая в принципе.

Эта норма противоречит природе налога с продаж как налога на потребление, поскольку позволяет относить к физическим лицам, имеющим статус потребителя, индивидуальных предпринимателей, приобретающих за наличный расчет товары (работы, услуги) в предпринимательских, а не потребительских целях; кроме того, она нарушает конституционные принципы равенства и справедливости, поскольку индивидуальный предприниматель, приобретая товары за наличный расчет, уплачивает налог с продаж, а юридическое лицо - нет, т.е. равные по статусу субъекты находятся в неравном положении в зависимости от организационно-правовой формы их хозяйственной деятельности , - услышал КС, и согласился с этим доводом в своём определении от 14 января 2003 года . На чём вся история с взиманием НСП в постсоветской России благополучно и закончилась.

Но сегодня, когда обострившаяся потребность в Lebensraum требует практически ежедневного введения в России новых налогов - на производство, потребление, сбережения, передвижение и вообще дыхание - о налоге с продаж, разумеется, вспомнили снова. Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг высказались против его введения, но мнение экономического блока никого не интересует, когда принято политическое решение. И, похоже, с 2015 года этот налог в России снова введут . Без оглядки на решение Конституционного суда, потому что Конституция у нас давно уже ни в какой своей части не действует, и вообще без учёта тех граблей, на которых так весело плясалось в ходе двух предшествующих экспериментов. То есть могут начать вообще с Москвы и Питера в 2015 году - как с наиболее нуждающихся регионов России. Остальному населению скажут, что это налог на зажравшихся креаклов, москвичей и питерцев. Ожидается, что остальное население так этому возрадуется, что не заметят сборов, которые ему придётся платить при всякой поездке в Москву и Питер за муляжами микояновской колбасы…

Всякий раз, когда мне кажется, что франшиза «Тупой и ещё тупее» себя исчерпала, я открываю газету «Ведомости», чтобы убедиться в ограниченности своей фантазии.

Расчет налога с продаж рассчитывается в процентах. Налог с продаж это доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Любой бизнесмен делает примерные расчеты в голове, сколько получиться прибыли с продажи товара, а также сразу рассчитываются в голове налоги с продажи. Сравнить можно на примере урожая картошки или др. Часть этого урожая будет гнилой или порченной. Эту часть мы спишем на налоговую потерю.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 — 7 настоящего пункта;
2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) выручка от реализации покупных товаров;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ;
6) выручка от реализации основных средств;
7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 — 6 настоящего пункта.
При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса;
2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;
6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 настоящего пункта;
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
4) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
9. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса.



В Государственную налоговую инспекцию Приложение 3

по ————- району к Закону ——— области

от плательщика от 31.12.14. № 350-46

ИНН ************** Штамп (отметка)

г. ——-, ул. —————, 10-111 госналогинспекции

Получено

«_____» __________________200___г.

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРОДАЖ

налога с продаж, совершенных за _________________________________________

№п.п. Вид товара (работ, услуг) Стоимостьреализованноготовара(тыс. руб.) Ставка налогав процентах Сумма налога

Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и частью 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливает ставку налога с продаж, порядок и сроки уплаты налога, порядок утверждения формы отчетности по данному налогу. Статья 1. Налоговая ставка Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов. Статья 2. Порядок и сроки уплаты налога, представление отчетности 1. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику) этих товаров (работ, услуг). 2. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков или день поступления выручки в кассу, а в случае передачи товаров (работ, услуг) покупателю в обмен на другие товары (работы, услуги) - день передачи товаров (работ, услуг). 3. Суммы авансовых и иных платежей, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, налогом с продаж не облагаются. В дальнейшем при реализации ранее оплаченных товаров (работ, услуг) исчисление налога с продаж производится в общеустановленном порядке. 4. При возврате покупателем (заказчиком) товара, приобретенного с налогом с продаж, в рамках предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации отказа сторон от исполнения договора купли-продажи либо в случае сохранения продавцом права собственности на товар до момента его реализации третьим лицам данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога с продаж, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета бухгалтерского учета. 5. Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 6. В случае, если согласно условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товаров (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, когда согласно условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара. 7. Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и настоящего Закона. 8. Налогоплательщики в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной в соответствии с положениями статьи 3 настоящего Закона. 9. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости реализованных физическим лицам товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 10. Сумма налога с продаж зачисляется в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3. Обязательные реквизиты налоговой декларации и порядок утверждения ее формы 1. Налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты: - налоговый период, за который представляется налоговая декларация; - наименование налогового органа, которому представляется налоговая декларация, и его код; - код причины постановки на учет налогоплательщика; - наименование налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), его адрес, адрес постоянно действующего исполнительного органа и контактный телефон; - стоимость реализованных физическим лицам товаров (работ, услуг) без налога с продаж, в том числе облагаемых налогом с продаж, не облагаемых налогом с продаж, а также стоимость облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), реализованных в других субъектах Российской Федерации; - ставку налога; - сумму налога, подлежащую уплате в соответствующие бюджеты. Налоговая декларация подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика, индивидуальным предпринимателем-налогоплательщиком либо уполномоченным представителем налогоплательщика. 2. Утверждение формы налоговой декларации и порядка ее заполнения возлагается на . , помимо обязательных реквизитов, поименованных в настоящей статье, может устанавливать дополнительные реквизиты налоговой декларации. Статья 4. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов 1. За нарушение настоящего Закона налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Контроль за внесением налога в бюджет осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией. Статья 5. Законодательные акты, утратившие силу Считать утратившими силу: - Закон города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж"; - Закон города Москвы от 19 мая 1999 года № 15 "О введении в действие Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж"; - "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж"; - "О внесении изменения в статью 3 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж". Статья 6. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 9 ноября 2001 года № 57

По словам одного из собеседников издания, НСП не может быть больше 2-3 %. В противном случае бизнес будет уходить «в тень». Он отметил, что идея рассматривается только в cвязке с отказом от увеличения НДС при налоговом манёвре: повышение налога на добавленную стоимость усилит налоговую нагрузку на всех, а налог с продаж почувствует только розничная торговля.

Из двух зол

Налог с продаж в России вводился дважды. Сначала он действовал в 1991 году, но уже в 1992 был отменён. Затем налог появился в 1998 году, решение о размере НСП принимали региональные власти. В 2004 году Конституционный суд РФ признал региональный налог неконституционным и отменил его. Максимальная ставка НСП составляла 5 %.

Последний раз вопрос о возвращении НСП поднимался три года назад. Тогда СМИ писали о том, что идею поддержал президент Владимир Путин. Вероятность того, что в России будет введён налог с продаж, источники из президентской администрации оценивали в 90 %. В то время в правительстве также обсуждалось повышение НДС, и от него готовы были отказаться в случае возрождения НСП.

НДС рассматривается как потенциально более доходная статья: Россия занимает 12 место в мире по величине ставки. Поступления от НДС являются ключевым источником пополнения бюджета РФ. Увеличение налога на добавленную стоимость на 2 % принесло бы госказне 0,5 триллиона рублей. За счёт налога с продаж в региональные бюджеты можно было бы привлечь до 200 млрд рублей в год, как подсчитали сентябре 2014 года в Минфине.

Введение налога с продаж обеспечит поступления именно в региональные бюджеты. НДС же поступает в федеральную казну и затем в субъекты в виде дотаций. На сегодняшний день число регионов-получателей превышает число регионов-доноров. Значит, в денежном объёме нуждающиеся субъекты могут получать гораздо меньше, чем отчисляют. Таким образом, введение налога с продаж поможет региональным властям самостоятельно решать местные проблемы. Однако вместе с тем существует высокая вероятность того, что розничные цены увеличатся более чем на 3 %.

Стоит отметить, что повышение налоговых ставок и введение новых налогов не всегда приводит к увеличению бюджетных доходов, а чаще всего провоцирует рост цен и тормозит развитие розничной торговли. Дело в том, что налоговые новшества всегда перекладываются на плечи простых потребителей, а это не стимулирует их больше покупать.

«С нашей точки зрения, подобные инициативы в более-менее равной степени благоприятны для роста налоговых поступлений, но губительны для потребителей и экономики в целом. НДС является самым собираемым налогом, и любое его повышение незамедлительно приведёт к росту цен, причём в реальности это будут не те 1,5-2 %, о которых говорит Минфин, а 5-8 %. Всё просто: компании будут закладывать в цены не только новый налог, но и вероятное угасание потребительского спроса.

Что касается манёвра с налогом с продаж, то тут есть один несомненный плюс: он ударит только по розничному сектору, в то время как НДС повлиял бы на все отрасли сразу. Есть и дополнительные плюсы: он не предусматривает вычетов, контроль за его оплатой осуществлять проще. Ведь в случае с НДС компании, особенно малый бизнес, всегда могут „ забыть “ пробить чек. В случае с налогом с продаж такая ситуация невозможна», — говорит главный аналитик «Международного финансового центра» Станислав Солдатов .

В России не будут возрождать налог с продаж, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов

Антон Силуанов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Правительство не будет вводить налог с продаж. Об этом заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов на сессии «Станут ли бюджетная и налоговая политика факторами экономического роста?» в рамках ПМЭФ-2018.

«Нет», — ответил глава финансово-экономического блока правительства на вопрос главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, будет ли в России введен налог с продаж.

Налог с продаж — косвенный налог, фактически взимаемый с покупателей при покупке товаров и услуг. В истории России уже были периоды, когда такой налог действовал — в конце 1980-х и 1990-х, налог с продаж отменили в 2004 году. До 2004 года налог с продаж, который устанавливали регионы в пределах 5%, платили компании, продававшие товары гражданам: сумма налога включалась в конечную цену товара. При этом налог с продаж сосуществовал с НДС.

Первый вице-премьер вновь подтвердил, что выступает за сохранение ставки НДФЛ неизменной. Сейчас она составляет 13%. «Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом», — сказал Силуанов. «Окончательное решение будет принимать правительство», — уточнил он.

Кроме того, отвечая на вопрос Макарова о пересмотре льготной 10-процентной ставки НДС, действующей для социально значимых товаров, продуктов питания и детских товаров, Силуанов подчеркнул: «Мы как Министерство финансов, как экономический блок против дополнительного обложения на детское питание».

«Дошлифовка» налогов

Правительство сейчас «дошлифовывает» предложения по налоговой системе, Силуанов. «Будут изменения, которые зафиксируем на предстоящие шесть лет. Здесь будут изменения, с одной стороны, и снижение налогов... таких сложных налогов в виде прямых налогов. Будут изменения и по другим частям», — сказал первый вице-премьер.

Например, правительство ускорит и облегчит для компаний возмещение НДС, пообещал Силуанов. «Мы ускорим возмещение НДС и снизим порог для компаний, которые могут пользоваться ускоренным возмещением НДС. Сегодня порог составляет 7 млрд руб., мы понизим до 2-3 млрд руб., сократим сроки проведения камеральной проверки для сокращения НДС», — сказал министр.

Компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС. Сейчас Налоговый кодекс предоставляет организации право на ускоренный способ возмещения НДС, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года.

«Донастройку» налоговой системы в декабре 2016 года поручил проработать президент Владимир Путин. СМИ сообщали, что в правительстве обсуждались такие меры, как введение налога с продаж, НДФЛ с 13 до 15%, снижение ставки страховых взносов с 30 до 22% с одновременным повышением НДС с 18 до 22%.

Loading...Loading...