Прекращение полномочий президента рф конституция. Основания досрочного прекращения полномочий президента российской федерации
ПРОЦЕДУРА ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью.
Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.
1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента
Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий
Президента РФ. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: « Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий ». Крайне важное значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: « Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства
Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской
Федерации ».
Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.
Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие
Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он « передумал » и отзывает свое заявление об отставке.
Правда, возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя
Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного суда РФ.
Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность « передумать » и отозвать свое заявление.
C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.
В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Но не более того.
Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.
Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий
Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент « прекращает исполнение полномочий досрочно » в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку – лишь с указанием конкретного основания.
Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д.
Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель
Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей
Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все просто. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты, хотя для того, чтобы кто-то не искал косвенных форм свержения Президента.
Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда
Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента, думается, со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской комиссии; и делает специальное объявление об этом. И со дня такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для проведения новых выборов.
Другой вариант – положение, когда Президент по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные дела. Для подобного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции
«во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации» надо трактовать таким образом, что в данное время Премьер замещает Президента.
Вопрос в том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное заявление. Очевидно, все зависит от конкретной ситуации. Если Председатель
Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но издается соответствующее распоряжение Председателя. Конечно, если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку указанное правило предполагается логически либо находит отражение в законе о
Правительстве.
С Президентом иное положение. Его замещение Председателем
Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске,
Президент продолжает оставаться « при исполнении ». Поэтому формулировка ч.
3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А вот при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств. Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, то заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не делалось.
Однако перед операцией на сердце Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем
Правительства.
Прежде всего Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ « О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации ». В нем говорилось: в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что « временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определенный в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации
Черномырдиным В. С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка») ».
Далее предусматривалось, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ « с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на
Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации », обеспечение деятельности временного исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, было обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует до « момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской
Федерации обязанностей Президента Российской Федерации ».
Как можно видеть по содержанию Указа от 19 сентября 1996 г., Президент исходил из того, что он сам принимает решение о наступлении момента временного исполнения обязанностей по ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель осуществляет временное исполнение обязанностей « в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента », а заканчивается исполнение обязанностей с момента подписания Президентом « указа о прекращении временного исполнения обязанностей ».
Практика это подтвердила. Согласно Указу от 5 ноября 1996 г. « О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина
В. С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации » в соответствии с Указом от 9 сентября 1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября
1996 г. Придя в себя после операции, т. е. будучи в сознании, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ « О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской
Федерации обязанностей Президента Российской Федерации », которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября
1996 г.
Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.
Итак, логика актов и действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.
Безусловно, было бы трудно не признать за Президентом этого права. И, конечно, замещая Президента, Председатель Правительства опирается на
Конституцию и на соответствующий указ Президента. Отсчета 3-месячного срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92, в данном случае не производится.
Однако, думается, надо учитывать и такое: ситуация со здоровьем изменилась к худшему, и Президент не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем
Правительства. Тогда нельзя исключить возникновение необходимости в том самом заключении медицинской комиссии, о котором говорилось ранее.
Следовательно, переход из одной ситуации с состоянием здоровья в другую зависит от фактических обстоятельств. И в сложившихся обстоятельствах пойдет речь уже о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (ч.2 ст.
92 Конституции).
Отрешение от должности.
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета
Федерации об отрешении Президента от должности должны быть принят двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе менее одной трети депутатов Государственной Думы и при приличии заключения, специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской
Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным
При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая
Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом
России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 в определенном смысле вызывает удивление – получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ,
Конституция не исключает. Конечно, наверное предполагается, что его все- таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если такого не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.
Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной
Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов ГД. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно регламенту ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда
РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты.
Решение ГД передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется
Председателю КС и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание
СФ приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение СФ об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента (ч. 3 ст. 93
Конституции); если в указанный срок решение СФ не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности
Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем
Правительства РФ. Думается, при этом не будет излишним и заявление
Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей (для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел).
Завершая рассмотрение данного блока проблем, обратим внимание на некоторые любопытные обстоятельства, которые требуют определенного толкования.
Одно из них таково: в ч. 2 ст. 92 говорится не о досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения полномочий. Тождественны или различаются по смыслу упомянутые формулировки? Думается, это не столь принципиально, ведь Президент окончательно расстается с должностью. Но все же надо четко определить: в данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, т. е. оно более не имеет президентской неприкосновенности по ст. 91, не вправе также полагать, что сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента. Иное дело временное исполнение обязанностей Президента
Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92. Ведь здесь речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента.
Другой момент связан с начальными словами ч. 2 ст. 92: « Президент
Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно... ». В них явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия.
Между тем очевидно, что безоговорочно это его решение лишь в случае его отставки. При прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А уж при отрешении от должности и инициатива постановки вопроса, и решение исходят со стороны.
Таким образом, это достаточно существенный фактор, при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст. 167 Регламента
Совета Федерации (а СФ по Конституции назначает выборы нового Президента) сказано, что основанием для рассмотрения СФ вопроса о назначении выборов могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. А не получится ли так, что СФ при любом варианте будет требовать какого-то письменного подтверждения от
Президента?
Наконец, нуждается в разъяснении приводившееся положение ч. 3 ст. 92
Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч.
3 ст. 92 в ее увязке с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности
Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.
Но вот полного ответа на вопрос, чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч. 3 ст. 92 Конституции не дает.
Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. А всеми остальными Председатель
Правительства, выходит, воспользоваться может? Не внес ясности в данный вопрос, а, наоборот, его усложнил упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 г.
« О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации »; ведь в акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется
Председателем Правительства « в полном объеме ». Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ (ст. 83 п. «з» Конституции
), изменить состав Правительства и т.д. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента нашим законодательством не предусмотрены.
Думается, в случае замещения Президента при его болезни Председатель
Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов оставлять до выздоровления Президента. Неслучайно, передав В. С.
Черномырдину исполнение президентских полномочий фактически на 23 часа,
Президент РФ Б. Н. Ельцин в Указе от 6 ноября 1996 г. о прекращении временного исполнения обязанностей предписал Председателю Правительства (п. 2) “ в трехдневный срок доложить о решениях, принятых им в период временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации ”.
Трудно себе представить, как развивалась бы ситуация в случае более длительного исполнения обязанностей и принятия нормативных актов и.о.
Президента. Но ясно то, что Президент вправе принять далее принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.
При прекращении полномочий Президента на период до избрания нового
Президента тоже целесообразно Председателю Правительства решать только неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством. Конечно, 3 месяца – срок немалый; за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М., Проспект. 1997.
2. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно- правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право.
1998. № 1.
3. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.
1. Кулябин А. И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти
// Государство и право. 1992. № 8.
2. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник
Московского университета. Сер II. Право. 1992. № 2.
6. Туманов В. А. Быть России президентской республикой // Российские вести.
1993. 6 апреля.
7. Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.
8. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская
Федерация. 1994. № 5.
9. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Согласно Конституции РФ пребывание Президента РФ в должности составляет шесть лет, если отсутствуют определенные обстоя-тельства, вынуждающие его оставить пост главы государ-ства до истечения срока, на который он был избран.
Согласно Конституции существуют следующие основа-ния прекращения полномочий Президента России:
а) истечение сроков пребывания в должности (шесть лет). Временем истечения срока является момент принесе-ния присяги вновь избранным Президентом России;
б) досрочно в случае отставки, т. е. в случае доброволь-ного сложения своих полномочий в силу каких-либо поли-тических, личных или иных обстоятельств (причин);
в) досрочно в случае стойкой неспособности по состоя-нию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия;
г) в случае отрешения от должности на основании об-винения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Во всех указанных случаях обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства РФ. В период временного замещения он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Кон-ституции.
Конституция РФ предусматривает три случая досрочно-го прекращения полномочий Президентом РФ:
Его отставка;
Стойкая неспособность по состоянию здоровья осу-ществлять принадлежащие ему полномочия;
Отрешение от должности.
Отрешение Президента от должности - высшая форма ответственности Президента. Принудительное отрешение от должности (так называе-мый «импичмент») является одной из гарантий недопуще-ния главой государства злоупотребления властью и пред-полагает достаточно сложную процедуру. Эта процедура детально регулируется Конституцией (ст. 93).
Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:
1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Сама процедура отрешения имеет две стадии:
1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т. е. 150 депутатами) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами);
2) решение об отрешении Президента РФ от должности выносит другая палата парламента - Совет Федерации - двумя третями голосов от общего числа членов (т. е. 119 голосами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Кроме того, при выдвижении обвинения необходимо со-блюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заклю-чением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Пре-зидента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимает верхняя палата парламента — Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государствен-ной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обви-нение против Президента РФ считается отклоненным.
Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.
Предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ были вопросы о временном замещении должности Пре-зидента РФ и досрочного прекращения полномочий вви-ду болезни. В Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекра-щении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» установ-лено, что досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой нетрудоспособно-сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объ-ективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организ-ма, носящих постоянный, необратимый характер.
Российские граждане стали свидетелями первой в истории современ-ной России добровольной отставки Президента Б. Н. Ель-цина 31 декабря 1999 г.
Что касается отстранения Президента от должности по состоянию здоровья, то в настоящее время, к сожалению, не принят федеральный закон, детально регламентирующий данную процедуру.
В случае досрочного прекращения полномочий в резуль-тате добровольной отставки или по болезни бывший Пре-зидент РФ пользуется рядом прав, которые определены в Федеральном законе от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гаранти-ях Президенту Российской Федерации, прекратившему ис-полнение своих полномочий, и членам его семьи».
Президенту РФ, прекратившему исполнение своих пол-номочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребыва-ния в полном объеме. За ним и членами его семьи сохра-няется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось ранее.
Президент РФ, прекративший исполнение своих полно-мочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответствен-ности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Пре-зидента РФ.
В соответствии с данным Законом бывший Президент РФ независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месяч-ного денежного вознаграждения Президента РФ. Ему пре-доставляется в пожизненное пользование одна из государ-ственных дач.
Президент РФ, прекративший исполнение своих полно-мочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Для их размещения предо-ставляется отдельное служебное помещение, оборудован-ное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью.
Формой конституционной ответственности Президента РФ является возможность его отрешения от должности. Эта процедура предусматривается ст. 93 Конституции РФ и является весьма сложной и формализованной, включа-ющей в себя несколько обязательных условий.
Во-первых , Президент РФ может быть отрешен от долж-ности только на основании обвинения в государственной из-мене или совершении тяжкого преступления. В этом случае нижняя палата — Госдума — выдвигает обвинение против Президента РФ, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ призна-ков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее "/3 от общего числа членов Госдумы (150 депутатов). Решение Госдумы о выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).
Во-вторых , рассматривает дело и, по существу, прини-мает решение об отрешении Президента РФ от должности верхняя палата — Совет Федерации. Для признания Пре-зидента РФ виновным и, как следствие этого, отстранения его от должности необходимы 2/3 голосов от общего числа палаты.
В-третьих , если решение Совета Федерации об отреше-нии Президента РФ от должности не будет принято в трех-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ, то это обвинение считается откло-ненным.
Президент РФ пользуется неприкосновенностью, что вытекает из его конституционного положения как главы государства. До отрешения Президента РФ от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принуди-тельно доставить его в суд в качестве свидетеля.
После отрешения от должности Президент РФ, если он совершил преступление, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный граж-данин.
15 мая 1999 г. оппозицией в Госдуме была предприня-та попытка начать процедуру отрешения Президента РФ от должности по пяти обвинениям, которая не увенчалась успехом. Данный случай демонстрирует невозможность фактической реализации ст. 93 Конституции РФ до тех пор, пока не будет изменена конституционная формулиров-ка оснований отрешения от должности Президента РФ.
Во всех случаях, когда глава государства не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель российского Правительства на период до но-вых выборов Президента РФ.
Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ
Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.
Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.
Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.) Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.
Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ:
1. Истечение Срока
В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.
2. Отставка Президента
Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Но, к сожалению, сама процедура ухода в отставку в законе не регламентирована и не урегулирована.
3. Стойкая неспособность
Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
К сожалению, и это основание не регламентировано - ни Конституция, ни федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности.
В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Российская газета. 2000. 21 июня. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.
В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.
В своем Постановлении Конституционный Суд РФ истолковал положение ч. 2 ст. 92 следующим образом:
для досрочного освобождения главы государства необходимо выработать особый порядок такого освобождения;
положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2);
для установления стойкой неспособности требуется особая процедура с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;
приведение в действие досрочного прекращения полномочий допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставки;
порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.
В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ.
4. Отрешение Президента от должности
Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован Конституцией (ст. 93). Отрешение от должности - высшая форма ответственности Президента, и исходя из статуса главы государства порядок отрешения от должности достаточно сложный.
Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.
На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.
Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными.
В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.
Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве проблемы.
В частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение - коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.
Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от должности. Конечно, отрешение от власти Президента - это достаточно ответственное решение, здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Но с другой стороны также не допустимо ее чрезмерное усложнение.
Существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:
а) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;
б) досрочно в случае его отставки, т. е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);
в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;
г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Порядок отрешения детально регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 93). Правом выдвигать обвинения в совершении вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России - Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной третей депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Кроме того, при выдвижении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента России признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента России от должности принимает верхняя палата парламента - Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента России считается отклоненным.
Конституция Российской Федерации (ст. 92 п. 3) устанавливает правила, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.
Билет 25 Федеральное Собрание – парламент рф: правовой статус и структура
Федеральной Собрание России состоит из двух палат, которые существуют отдельно:
А)Государственная Дума - народная палата. 225 человек по спискам политических партии + 225 по выборам в одномандатных округах.
Б)Совет Федерации - кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа).
Палаты заседают раздельно, так как у них у каждой есть своя компетенция. Ранее (до 93-го года) палаты могли собираться вместе гораздо чаще, так как их полномочия были более схожими. Ст.100 устанавливает случаи, когда палаты могут собираться на совместное заседание:
А)Заслушивание ежегодного послания Президента. Это необходимо чтобы сберечь время Президента, и также потому, что на основе послания выстраивается вся законопроектная деятельность.
Б)Заслушивание посланий Конституционного Суда. Это также имеет прямое отношению к законопроектной деятельности, к примеру, Конституционный Суд признаёт тот или иной акт неконституционным, следовательно, палатам теперь необходимо вносить поправки в ряд законов, нормы которых воспроизводят неконституционные положения.
В)Выступления руководителей иностранных государств.
Г)Президентская присяга (этот случай не предусматривается Конституцией, но он присутствует в реальной жизни).
Как завершаются полномочия Государственной Думы. Полномочия могут завершаться:
А)В срок - полномочия завершаются с того момента, как начнёт работать Государственная Дума нового созыва.
Б)Досрочно:
а) В литературе существует такое суждение, что первый случай это коллективный выход депутатов думы в отставку, но другие авторы говорят обратное, т.к. в ст.109 Конституции РФ нет такого основания как досрочное сложение полномочий депутатов. Хотя если сложить полномочия может один депутат, то где гарантия, что это не сделает большинство депутатов. Если речь идёт о коллективной отставке (всей Государственной Думы в целом), то вопрос решается квалифицированным количеством голосов (не менее 2/3). Если же каждый депутат отказывается самостоятельно, то для прекращения деятельности думы необходимо снятие полномочий абсолютно со всех членов думы.
б) Роспуск думы Президентом. Есть два основания (ст.111, 117 Конституции РФ). Ст.111 - связано с назначением Президентом Председателя Правительства, так как согласие на назначение конкретной кандидатуры даётся Государственной Думой, и если Дума отклоняет представленную кандидатуру трижды, то у Президента появляется право выбора:
А)согласиться с мнением Думы;
Б)назначать Председателя Правительства своим указом и распустить Государственную Думу, затем назначать новые выборы в этот орган.
Ст.117 - связано:
А)отказом доверия Правительству;
Б)с выражением недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы.
При выражении недоверия инициатива о недоверии возникает у депутатов, у самой Государственной Думы, и если она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент либо распускает Думу, либо объявляет об отставке Правительства. А когда Дума отказывает в доверии, инициатива о доверии или недоверии исходит от самого председателя Правительства. В этом случае если Государственная Дума откажет в доверии Правительству, то в течение 7-ми дней Президент должен поступить аналогично.
Когда Дума не может быть вообще распущена:
А)С момента выдвижения Думой обвинения против Президента РФ до принятия окончательного решения по этому вопросу.
Б)В течение года после её избрания по основаниям статьи 117.
В)В период военных действий на всей территории РФ, во время чрезвычайного положения.
Г)А также в течение полугода до окончания президентских полномочий
Общепризнанно является основным должностным лицом государства. На основании действующей редакции Конституции страны его избирают на срок в 6 лет, после чего он обязан сложить свои полномочия. Однако в случае необходимости там также прописаны основания досрочного прекращения исполнения полномочий президента РФ. Применяются они исключительно в том случае, когда имеются веские обстоятельства, которые побуждают главу государства покинуть свой пост.
Основания
Все основания досрочного прекращения полномочий президента РФ четко зафиксированы в 92-й статье Конституции. Только приведенные в ней 3 причины могут применяться для того, чтобы президент мог уйти со своей избранной должности. На настоящий момент такими причинами могут считаться:
- отрешение от должности;
- отставка;
- неспособность выполнять долгое время рабочие требования по состоянию здоровья.
Однако стоит признать, что помимо вышеупомянутых причин досрочного прекращения полномочий президента РФ существует еще целый ряд. К ним относятся смерть главы государства, утрата им дееспособности вне зависимости от причин, признание президента умершим или безвестно пропавшим. То есть в тех ситуациях, когда он просто физически не может выполнять свою роль.
Отставка президента
Одним из основных оснований досрочного прекращения полномочий президента РФ смело можно назвать отставку. Проводится она исключительно по добровольному желанию главы государства уйти со своего поста до непосредственного истечения своего срока. При этом сами мотивы такой отставки регулируется исключительно самим президентом и никем иным. Сам порядок досрочного прекращения полномочий президента РФ подобным путем до сих пор четко не был отрегулирован. Сейчас для этого потребуется написать письменное заявление, в котором президент выявляет свое желание покинуть пост. После этого заявку невозможно отозвать, поскольку в дальнейшем ей занимается исключительно парламент страны -
Отстранение по причине здоровья
Еще одним основанием для досрочного прекращения полномочий президента РФ можно назвать стойкую неспособность по состоянию своего здоровья выполнять надлежащие полномочия. Подобная ситуация должна решаться исключительно при помощи законодательно урегулированной процедуры, однако подобный акт до сих пор принят не был. На данный момент понимание подобного правила было сформулировано исключительно Конституционным Судом страны в своем Постановлении от 2000 года. В первую очередь он требует, что в подобном порядке отстранения нельзя осуществлять облегченную процедуру, чтобы исключить любую возможность необоснованного досрочного прекращения полномочий президента РФ. При этом в подобный период никакое лицо или государственный орган не имеют право присваивать себе его полномочия неконституционным способом.
Импичмент
Смещение с должности главы государства, более известное в западных странах как процедура импичмента, является высшей формой ответственности президента. Процедура достаточно сложна, однако она препятствует, в случае необходимости, главе страны злоупотреблять своей властью. В ней сразу участвуют множество человек - депутаты Госдумы, Совета Федерации, а также судьи Верховного и Конституционного суда.
Основаниями для смещения с должности президента могут быть только совершение государственной измены, утвержденное в 275-й статье Уголовного кодекса, а также совершение им тяжкого преступления по списку. Однако следует учесть тот факт, что подобные основания многими учеными предлагается рассматривать в политическом аспекте, а вовсе не уголовном. Под изменой они предполагают совершение им действий, которые четко вредят интересам страны, явное злоупотребление своими полномочиями, подрыв суверенитета, принятие актов, которые нарушают конституционные права и свободы обычных граждан и другие нарушения, влекущие кризис политической, правоохранительной или иных систем.
Порядок процедуры отрешения
Порядок импичмента в Российской Федерации четко закреплен в 93-й статье Конституции. Для этого требуется пройти несколько стадий:
- Не менее трети членов Госдумы должны выдвинуть обвинение, по которому специально назначенная комиссия дает заключение.
- Далее Дума принимает решение, действительно ли они собираются выдвинуть обвинения против главы числом голосов не менее 2/3.
- Верховный Суд страны выясняет, имеются ли в действиях президента признаки преступления, а Конституционный суд выносит заключение о том, соблюдался ли установленный в законе порядок выдвижения обвинений.
- После этого Совет Федераций должен проголосовать за смещение президента РФ с его должности числом голосов не менее 2/3.
Все это проводится в течение 3 месяцев после выдвижения Госдумой обвинений, иначе оно считается отклоненным.
Случаи досрочного прекращения полномочий президента РФ
В истории страны можно привести в пример несколько попыток Государственной Думы сместить президента Ельцина с его поста. Первая началась в 1995 году, когда ему в вину предъявили сентябрьский переворот 1993 года и события в Чечне. Однако большинство депутатов попросту не голосовали, поэтому решение не было принято. Вторая попытка началась в 1999 году, однако она также провалилась.
В конечном итоге Борис Ельцин добровольно ушел в отставку в последний день 1999 года посредством указа и уведомления. Именно это можно назвать единственно успешным случаем.